Новый каменный век

Остров Макуша

На левом берегу Исети, недалеко от озера Мелкого расположен остров, окруженный болотом с трех сторон. Этот остров – многослойный археологический памятник, где люди жили в течение многих сотен лет.

Материалы раскопок этого многослойного поселения отражают жизнь племен, заселявших в древности окрестности Екатеринбурга. Обнаруженные при раскопках остатки разновременных жилищ и материальной культуры позволяют последовательно проследить постепенное развитие живших здесь племен.

Раскопки на этом острове в течение трех лет (с 1950–1953) проводились среднеуральской археологической экспедицией Уральского государственного университета.

Рисунок 1. План острова Макуша. 1—Верхняя Макуша. 2—Нижняя_Макуша

Жители Палкино называют этот остров Макушей. По имени острова обнаруженные памятники названы нами «Макушинскими древними поселениями». Те из них, которые расположены внизу, на пойменной части острова, названы Нижней Макушей, а памятники, залегающие на верхней поляне, — Верхней Макушей.

Археологические памятники, залегающие на острове Макуша, относятся к эпохам неолита, энеолита, бронзы и поздней бронзы.

Самое древнее поселение эпохи неолита залегает в пойменной части острова. Раскопки его позволили установить, что в конце четвертого–начале третьего тысячелетия до нашей эры.

На одном из берегов озера было обнаружено жилище, которое можно реконструировать как округлую полуземлянку площадью 28 кв. метров.

1

Рисунок 2. План и профиль землянки на Верхней Макуше

1

Рисунок 3. Реконструкция землянки на Верхней Макуше

1

Рисунок 4. Реконструкция жилища на Верхней Макуше

Постоянного места для очага в полуземлянке не обнаружено, она обогревалась переносными кострами, следы которых в виде пятен прокаленной глины найдены в разных местах жилища. Около таких кострищ лежали остатки разбитой посуды и каменные орудия. Здесь жил небольшой коллектив людей матриархально-родоплеменной общины, занимавшихся в основном охотой. Судя по размерам жилища, в полуземлянке могло жить восемь-десять человек вместе с детьми.

1

Рисунок 5. План и разрез землянки на Верхней Макуше. 1—границы землянки, 2—столбовые ямы, 3—очаг, 4—зольник, 5—место находки клада, 6—находка шлифовальной плиты, 7—скальный грунт

1

Рисунок 6. План и разрезы землянок на Нижней Макуше. 1—границы землянок, 2—древняя яма, 3—пятна прокаленной глины, 4—зольник, 5—столбовые ямки, 6—остатки настила, 7 -культурный слой, 8- материковая глина

Распространение культурных остатков этого времени показывает, что во время первого появления людей здесь осваивалась вся территория острова. Верхняя Макуша до заселения людьми была непокрытой растительностью, голой каменной палаткой с неправильным нагромождением гранитных плит и большой впадиной в центре. Благодаря культурному слою, оставленному людьми, здесь позднее появилась растительность. Массивные каменные плиты служили удобным местом для изготовления каменных орудий.

Рисунок 7. Каменные орудия эпохи неолита из раскопок на Нижней Макуше

Жители древнейшего поселения на Макуше пользовались орудиями из кости и камня. Для изготовления этих орудии употребляли зеленокаменную породу Урала, залежи которой известны в окрестностях Свердловска. Из нее делали крупные каменные орудия, топоры и тесла. Крупные для того времени, для нас это небольшие вещи, в 10–15 сантиметров длиной, а иногда и меньше, с остро заточенным лезвием.

Рисунок 8. Вещи, типичные для исетской культуры: 1, 2 — литейная форма и сердечник для отливки кельта, 3, 4 — треть литейной формы для отливки трехгранных стрел из бронзы, 5, 6 — трехгранная стрела и нож из железа, 7, 8 — стрела и гарпун из кости, 9 — штамп из бронзы для нанесения орнамента на посуду, 10 — кольцо из железа, 11— часть бляхи из серебра, 12 — браслет из золотистой бронзы, 13 — скребок из железа, 14, 15 — «пряслица» с орнаментом (из талькового камня), 16 — фигурка собаки (бронза), 17, 18 — пуговицы из глины, 1–4, 9, 11–13, 15–17 — из Верхне-Макушинского селища; 5–9, 14–18 — с жертвенного места Петрогром, 16 — с Аяти

Для изготовления такого орудия куски камня разрезались каменной пилой с помощью подсыпки мокрого песка. Последующими сколами заготовке придавалась определенная форма, целесообразность которой уже была проверена веками. Потом на плитах жильного светлого мелкозернистого гранита с помощью того же мокрого песка орудие шлифовали — или все целиком, или только его рабочую часть; потом его закрепляли в коленчатую рукоять. Наиболее древние топоры имели острообушную форму и более широкое, чем обух, лезвие.

Для приготовления мелких орудий охоты и быта употреблялись серый и черный кремень и разноцветный кварц. Путем отжима от камня отделялись ножевидные пластинки с острорежущим краем.

Посуда, в которой варили, пишу и хранили запасы, сделана из глины. В хорошо промешанную глину прибавлялся измельченный тальковый камень; это повышало огнеупорность посуды, она становилась блестящей и жирной на ощупь. Из такой глины делали жгуты, накладывая жгуты один на другой, начиная от днища, лепили горшок полуяйцевидной формы. После этого, смачивая глину водой и затирая куском кожи или травой, заглаживали поверхность, жгуты же, расплющиваясь, находили один на другой. Затем обрабатывался верх, борта скашивались вовнутрь, и наносился орнамент, после чего посуда обжигалась.

1

Рисунок 9. Керамика эпохи бронзы от плоскодонной посуды с острова Макуша

1

Рисунок 10. Керамика эпохи бронзы от плоскодонной посуды с острова Макуша — 1 и селища Коптяки — 2

Этнографическими параллелями устанавливается, что лепка посуды была делом женским, кроме того, на керамике или комочках глины, найденных на Макуше, сохранились отпечатки женских рабочих рук. Наиболее древний орнамент наносился при помощи заостренной палочки. Он покрывает всю поверхность полуяйцевидного сосуда, борт и скошенный вовнутрь край.

1

Рисунок 11. Скульптуры из глины — 1, сосуды эпохи энеолита Среднего Зауралья — 2,3, скульптуры из кости — 4, камня — 5,6, гравированный каменный диск — 7, о композиции узоров на энеолитической керамике — 5: 1,4,5,7 - Шувакиш I; 2,6 - Макуша Ш; 3 - II Аятское Правобережное

Рисунки, которыми покрывалась посуда, не очень разнообразны: удалось подсчитать, что в это время женщина знала 10–12 мотивов орнамента. из длинных прямоугольников, прямых или волнистых линий, сплошь покрывающих сосуды. В определенной комбинации все эти мотивы переходят с сосуда на сосуд, создавая единый культурный комплекс.

1

Рисунок 12. Схема разреза культурного слоя на Нижней Макуше

Данные раскопок говорят нам о том, что люди жили здесь недолго. Постепенно разрушились и сгнили деревянные части жилища, ямки от столбов, оставшиеся в глинистом грунте, заполнились перегноем черного цвета.

1

Рисунок 13. Профиль раскопа и землянки на Верхней Макуше. 1 — дерновый слой, 2 — культурный слой желтого цвета, 3 — культурный слой коричневого цвета, 4 — материковая глина, 5 — заполнение землянки черного цвета, 6 — остатки деревянных сооружений, 7 — столбовая яма, 8 — скальный грунт

× 1